пятница, 1 апреля 2011 г.

Солнечная арфа. Александр СИГАЧЁВ

http://l.auberge.espagnole.free.fr/hist0000.htm
Сказочная музыкальная драма
Действующие лица
Заратустра
МузЫка
Человек в маске
Аборигены острова Огня
Карлик (обезьяна)
Фея
Шут
   В сценах: аборигены, обезьяны, дикие животные, аллегорические герои – Солнце, Луна, Море, Ветер.
   В глубине сцены открывается панорамная картина гор со снежными вершинами. На переднем плане маленькая хижина Заратустры.
   Вдоль авансцены неторопливо проходит человек в маске.
Человек в маске (декламирует) Старый напев, зачем разбудил ты меня? Я уже стал не тот. Теперь у меня на сердце меньше стало огня… (уходит за кулисы).
   На авансцене появляется МузЫка. Играет на диковинном инструменте в виде Арфы, напевает мелодию без слов (вокализ).
МузЫка  (Останавливается, рассматривает свой музыкальный инструмент, который достаточно большой, выполнен в виде прямоугольного треугольника с множеством струн. Обращается к зрителям в зале.) Разве может кто-либо сказать, что моя Солнечная Арфа недостаточно музыкальна? Много кропотливого творческого труда я посвятил ей, прежде чем она так мелодично зазвучала. Послушайте только - какие искристые звуки щедро рассыпает моя арфа… Вы только послушайте… (играет). Что вы на это скажете, дорогие мои?! Вот то-то и оно, что у вас просто нет слов, что бы выразить своё очарование. Вы, так же как и я, – в восторге от её небесных звуков!.. Арфа моя поистине небесная, солнечная, искристая… Один только мой учитель Заратустра способен по достоинству оценить это волшебство звуков… Он говорит, что этот мир создан музыкой и из музыки (С любовью поглаживает свой инструмент.)
   Теперь самое время навестить моего учителя Заратустру, которого я время от времени навещаю в его хижине. Могу себе представить, как он будет доволен, заслышав эти необыкновенные звуки. (Подходит к хижине, негромко постукивает по струнам арфы своей рукой. Заратустра выходит из хижины, словно не замечает МузЫку.)
Заратустра  (Обращается к Солнцу. Речитатив.)
Великое Солнце!
Не было б счастья
Тебе без того,
Кому ты светишь…
Ты поднималось
Над моим убогим жилищем,
И не пресытилось светом
Оттого, что здесь я…
Здесь каждое утро,
Тебя поджидая,
Принимал я твой избыток,
Прославляя тебя…
Я пресытился мудростью,
Как пчела сладким мёдом.
Теперь хочу дарить людям
Твой душистый нектар…
Жду я твоих благословений,
О небесное око,
Что взирает без зависти
На чрезмерное счастье!..
Благослови меня, Солнце,
На полную чашу нектара:
Который, как млеко львицы,
Что в золотом сосуде хранится…
Взгляни сюда, Солнце,
Стать хочет чашу пустою…
Заратустра решился
Снова стать на земле человеком.
   (Заратустра умолк, держа правую свою руку на своём сердце.)
МузЫка (в сторону) Что я слышу? Заратустра хочет вернуться к людям? Он хочет спуститься с этих сияющих вершин, на которых он был отшельником десять лет, в долину? (Обращается к зрителям)
Разве это не чудо, что Заратустра на глазах преобразился? Он стал словно ребёнок. (Играет на арфе, поёт.)
Ночь царствует!
Слышнее бьющие ключи…
Теплом и светом
Луч одарит ночь…
Душа моя,
Ты тоже бьющий ключ,
О сердце света, -
Расцветай в Ночи!..
Ночь царствует!
Все песни для влюблённых…
Влюблённым: свет,
Тепло, любовь дарю!
В ночи весь мир, –
Моей любовью полный,
С ним языком любви
Я говорю:
«Я – Свет! Я – Солнце!
Ах! Мне быть бы ночью!..
Но в том-то –
Одиночество моё, -
Что весь исполнен
Светом непорочным,
Дарю светящее
Сокровище своё!..
Ах! Если б только
Быть мне ночью!.. С жаждой
Из светородных
Пил бы я сосцов!..
И звёздочки,
Мерцающие даже, -
Благословлял бы
В глубине миров!..
Как был бы счастлив
Озареньем света!
Но в свете собственном
Начертано мне - жить…
И в пламени –
С рассвета, до рассвета,
В огнище –
Я замышлен - Вечность быть…
Не ведано -
Берущего мне счастье;
Иным же – красть, -
Блаженнее, чем брать…
Моя рука
Не отдохнёт и часа,
Что б  одарить
Нектаром света всласть!..
Очам завидую,
Томимым ожиданьем,
Я вижу взгляды эти –
Полные желаний,
Из царства
Непроглядной тьмы Ночи…
Ах, сердце пламени,
Раздаривай лучи!..
Ах, горе тем,
Кто свет лишь только дарит, -
Затменьям солнечным –
Из приисков желаний.
О, ярый голод, -
Ночи пресыщенье,
Тепло берёте вы,
А в душах – отвращенье!
Даренья радость
Замерло в даренье;
И от самой себя
Устала добродетель.
От раздаванья –
Света озаренье -
В копилки злобы
Жалких вдохновений…
Глаза без слёз -
Перед стыдом просящих,
Рука луча
Дрожит в руках дрожащих…
Где ж слёзы глаз моих?
Где – сердца нежность?
О, одиночество, светящих
В мир безбрежный!..
О, ночи тёмные,
Вы свет у нас берёте –
Всего светящего,
И этим лишь живёте…
Вы пьёте млеко
Амриты усладу:
К сосцам всерадным –
В мире нет преграды.
Невольно жажду –
Тёмной Ночи жажды;
Зачем быть светом,
Жаждущим, лишь тьмы?
Ночь царствует!..
Слышнее бьющие ключи…
О, сердце Света,
Расцветай в Ночи!..  (Смолкает песня.)
Заратустра (Зачарованный пением.) Боги! Я слышу божественное пение. (Обращается к МузЫке.) Какие чудные звуки! Словно слышатся волны прибоя и шёпот ветра…
МузЫка  Благодарю, мой учитель! Твоя похвала дорогого стоит. Много лет создавал я эту свою арфу.
Заратустра  Поистине эта твоя Солнечная  Арфа настоящее волшебство. Уверен, что эта музыка сможет очаровать само небесное светило и звёзды небесные!..
МызЫка  Одно меня беспокоит, Заратустра, - как отнесутся люди к моей музыке? Кому, как не тебе, Заратустра, хорошо известно, что у людей такие разные вкусы. Всем им невозможно угодить…
Заратустра  Никому из людей не будет по душе твоя музыка. Людям с дурным вкусом она будет чужда, а тем, кому она понравится, возненавидят тебя лютой ненавистью. Будь готов к их жестоким нападкам. Ревность и зависть, это самые страшные змеи в душах людей…
МузЫка (недоумевая) Как это можно понять, Заратустра?
Заратустра  Так прямо и понимай: чем более людям понравится твоё исполнительское искусство и твой волшебный инструмент, тем больше им захочется причинить тебе страданий… Они станут умалчивать о твоём искусстве, и нападки их будут ожесточаться с каждым днём…
МузЫка  Я свободный человек. Они ничего не смогут сделать со мной…
Заратустра  Они тем более  озлобятся, что ты проявишь независимость. Чем больше в тебе добродетелей и стремления к свободе, тем более изощрённо и жестоко они станут издеваться над тобой…
МузЫка   Но объясни мне, Заратустра, почему моё искусство может озлобить их до такого болезненного состояния?..
Заратустра  О Святая простота! Знай, что за своё бессмертие ты обязан заплатить высокую цену. Друг мой, чтобы ты отказался от самого себя, от своего превосходства над толпой, у них имеется пять проверенных жал: совратить, подкупить, споить, запугать, убить… Готов ли ты сразиться с ними своим божественным искусством?
МузЫка  О мой учитель!  Научи, как мне следует поступить?
Заратустра  Знаешь ли ты, что для мира значит музыка?
МузЫка  Я просто играю и пою… Вот и всё… Разве птица певчая размышляет о том, чем её пение является для мира? Она поёт, потому что не может не петь… Так и я, - просто пою… С детства любил изливать я на божий мир поток радости моими песнями…
Заратустра  Величие музыки в том, что всё творение рождено из музыки, весь этот видимый и невидимый мир. Вначале был звук, была музыка Вселенной. И всё в мире подчинено музыке, всё сотворено духом музыки… Многие не в состоянии различать в искусстве что-либо кроме звона колокольчиков и бубенчиков шутов. Истинное пение – это музыкальное зеркало мира. Мелодия рождает поэтическое произведение из себя. Мелодия мечет вокруг себя искры поэтических образов. Все, все без исключения музы, призваны подражать музыке. Между музыкой, словом и песней такая связь, что слово ищет выражения, которое слышится в музыке…
МузЫка  Скажи, учитель, неужели и сама речь человеческая обязана музыке?
Заратустра  Несомненно. Слово  зависит от духа музыки. Слово не может высказать всего того, что заложено в музыке, оно может только подражать музыке, звучащей в самой Природе…
МузЫка  Скажи, учитель, стоит ли мне идти с моей арфой и песнями к людям, если там царит такое жестокое обращение с певцами?
Заратустра  Это предстоит решить тебе самому. Готов ли дух твой на  тяжкие испытания. Может быть, следует тебе прежде подкрепить дух свой в моей этой хижине?  
МузЫка  Я хотелось бы нести людям свои дары…
Заратустра  Не дари людям ничего столь высокого, чего они не сумели создать всем миром. Они не простят тебе этой дерзости. Легче взять что-нибудь от них и нести вместе с ними. И ещё скажу тебе, нельзя быть столь сладким, чтобы на тебя могли садиться все мухи и, в конце концов, съесть тебя. Дари людям небогатые милостыни… Постарайся, чтобы они приняли у тебя твои сокровища и при этом оставили бы тебя живым и невредимым…
МузЫка  Нет, учитель, чтобы давать милостыни, я ещё недостаточно беден. Послушаюсь твоего совета, останусь в этой твоей хижине… Сердце моё укрепиться здесь настолько, чтобы я смог вынести все испытания от людей…
Заратустра  Что ты станешь делать здесь в горах один среди птиц и зверей?
МузЫка  Я стану слагать песни и петь их; когда я слагаю свои песни и пою под аккомпанемент моей арфы, смеюсь, плачу, то этим я прославляю Бога… Пением, смехом, плачем и молитвами славлю я Бога моего – Небесное Светило.
Заратустра  Ты растёшь прямо на моих глазах. Хвалю тебя!  Прошу тебя, МузЫка, напоследок сыграй мне на своей Солнечной Арфе и спой что-нибудь из твоих песен…
Музыка  (Играет на арфе, поёт)
О, грёза жизни!
Осени сродни…
О, цвет увядший!
О, мой сад отцветший!
Зову, что всё ещё
Душа хранит:
Птиц перелётных
И друзей ушедших…
(Появляются дикие животные. Они танцуют, водят хороводы  и обнимаются друг с другом…)
Где вы, друзья?
Откликнитесь! Пора!
Уж облака
Дождём отяжелели…
Журчит ручей…
Свистят по вечерам
В ветвях ветлы –
Ветра в свои свирели…
Холм над прудом.
Накрыт на хОлме стол:
Душистый мёд
Работниц лета – пчёл…
Что ж медлите, друзья?
Спешите все сюда!
Отметим мёдом
Наши прошлые года!..
Не медлите, -
Признать пора, что вы –
Не те уже…
И я – не ваш – увы!
Сам от себя
Ушёл – в свои пределы,
Где от берёз -
Наряд, как лебедь белый…
Раз - навсегда
Расстался я с хулой,
И с доброй, и с недоброю молвой…
Что так бледны,
Друзья мои? Устали?
Гостить здесь вы
Сподобитесь едва ли…
Прощайте!
Радости желаю вам, друзья, -
Остаться здесь
Смогу один лишь я;
Где холм да ивы
Низко над прудом…
Ковчегом к небесам –
Стремится дом…
Из сердца
Не исчерпана надежда –
Для новой
Светлой радости безбрежной.
Прочь, старые!
Отриньте от черты!
Омолодилось, сердце,
Песней ты!
Пусть от друзей
Остались только тени,
Спасибо и за то,
Что было пенье!..
Ещё порою, вдруг, -
В ночной тиши
Их ощущаю, -
Буд-то мне слышны…
О время!
Мой попутчик дорогой, -
К чему ж челнок наш
Через жизнь стремился?
Одни – состарились
И разошлись со мной,
Других уж нет…
Я ж – заново родился…
И новых вновь
Друзей зову с утра –
Птиц перелётных, -
Странниц вечной жизни…
О вечность жизни!
Настаёт пора –
Испить всю синь -
Святой моей Отчизны
Человек в маске.
   Заратустра и МузЫка обнимаются на прощанье. Заратустра направляется за кулисы, МузЫка  вслед ему исполняет музыкальный речитатив:
О, внемли, друг!
От сна очнулся я:
Мир так глубок, -
Помыслить я б не смог.
И скорбь слышна из всех глубин, -
Но радость глубже бьёт ключом.
 И сердце рвётся в отчий дом,
В святой свой вековечный дом!
В нарастании волн,
В этой песне стихий,
В беспредельном дыханье миров, -
Всё забыть и растаять во всём…
О мечта! О восторг! О любовь!
Занавес. Продолжение следует

СЦЕНА ВТОРАЯ
Человек в маске (Проходит вдоль авансцены, декламирует.)
Я один! Ох, я только один
В первобытном дремучем лесу!..
Но зато – сам себе господин.
Песни Солнцу на сердце несу!..
МузЫка сидит у хижины Заратустры, играет на арфе. Дикие звери танцуют. Обезьяна Карлик восседает у музыканта на плече. Смолкает арфа. Звери располагаются у ног МузЫки; обезьяна остаётся сидеть у него на плече.
МузЫка (обращается к восходящему Солнцу)
  
О Солнце! Щедро беспричинно изливаешь ты на нас свои золотистые лучи. Мне нечем отблагодарить тебя, кроме восхваления. Птицы, которые долетают до усталости, не даются людям в руки, но располагаются повыше и поют… 
   Так и я пою славу моему восходящему Солнцу. О внезапные, чудесные песни моего одиночества, мои любимые сладостные песни, пусть даже и грустные. Здесь усталый нашёл я источник радости, из которого толпы людей не пьют нектар вместе со мной, не мутят источник…
   (Играет на арфе, исполняет музыкальный речитатив)
Слишком стремительно течёшь, источник радости!
Как мне научиться приближаться к тебе?
Слишком стремительно бьётся сердце навстречу тебе.
Жаждет оно твоей свежей прохлады…
Пришли бы вдруг мои друзья –
К этим холодным источникам
К этой блаженной тишине…
Пусть тишина стала бы ещё блаженнее…
Здесь наша высь, здесь наша Родина!
Высота недоступна для жажды нечистых.
Бросьте, друзья, свой взор на источник радости.
Не помутится ваш взор…
Он улыбнётся чистотой обновлённой…
На древе вечности вьём мы свои гнёзда!
Царственные орлы в своих клювах приносят нам пищу! 
(МузЫка заиграл веселее. Появляются величественные лани и начинают пританцовывать на своих высоких, стройных ножках…)
МузЫка (музыкальный речитатив)
Не бросайте вашей пляски,
Милые, стройные лани!..
Не пугайтесь вы меня!
Я не враг вам, я не обижу вас!
Я друг изящных, танцующих созданий!..
Коль не испугаетесь вы меня,
То найдёте здесь райские кущи роз
Под сенью кипарисов, обвитых цветущими лианами…
Не сердитесь, милые лани, не пугайтесь…
Если в избытке чувств иногда вскрикну в восторге!
Вот какую новую песню спою я к вашей пляске.
(Поёт в сопровождении Солнечной Арфы)
В твои глаза я заглянул, о жизнь моя!
О радость светлая! О половодье счастья!
Не убегаешь прочь ты, радость, от меня,
Так стану ль я бежать счастливого участья?!
О птицы певчие надежд пресветлых дней!
Не украдут у вас враги мечты моей;
Не отравить стараний мёда лучших пчёл,
Примет счастливых я по птицам здесь нашёл…
(Обнимает и целует ланей, гладит их по голове, начинает плясать вместе с ними, напевая):
Вот мне захотелось плясать, как ещё не плясал, -
Славься, воля моя! Славься радостей тихих причал!
Хоть и не до конца научился внимать красоте,
Хоть не стих до конца океан моих прежних страстей!..
Не убегаешь прочь ты, радость, тот меня,
Так стану ль я бежать счастливого участья?!
В твои глаза я заглянул, о жизнь моя!
О радость светлая! О половодье счастья!
  
  (На землю с небес опускается Луна. По всему видно, что ей очарованной звуками Солнечной Арфы, хочется потанцевать. МузЫка приветствует Луну поклоном, знаками приглашает её к танцу. Поёт.)
Вот стоит Луна, бледная
Перед утренней зарёй,
Любовь-Солнце приближается
Восходом над землёй…
Уж дыханье ощущается
Предутренних лучей…
Ах, танцуй, Луна-красавица,
В такт - задорней, веселей!..
Море волнами вздымается
Тысячью своих грудей,
Чтобы Солнце целовало их
Зорькой раннею своей!..
Полюбил, подобно Солнцу
Груди вздыбленных морей,
Дуновеньем ветра стали
Звуки музыки моей!..
Так танцуй, Луна красавица,
Задорней, веселей,
Уж дыханье ощущается
Предутренних лучей…
Любовь-Солнце приближается
Восходом над землёй…
Не бледней, Луна красавица,
Перед утренней зарёй…
Занавес. Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий