понедельник, 2 мая 2011 г.

ФЕЯ МУЗЫКА. Александр СИГАЧЁВ




ФЕЯ МУЗЫКА

     Часть первая.

     В одном богатом королевстве намечалась свадьбы принцессы. К предстоящей свадьбе готовились заблаговременно все жители этого королевства, начиная от министров  и заканчивая его тружениками. Всем жителям этого королевства нашлось дело для необычного проведения праздничного торжества: портным, сапожникам, кружевницам, цветочницам, виноделам, поварам. Требовались  необыкновенные умельцы, различных дел мастеров и искусств. К предстоящим торжествам готовились певцы, танцоры, артисты.  
      Особое внимание жителей было уделено музыкальному исполнительскому искусству. Почему? Всё дело в том, что принцесса была страстной любительницей исполнительского музыкального искусства и не просто страстной любительницей музыки, она коллекционировала различные самодельные музыкальные инструменты, сотворённые руками народных умельцев. И не просто она коллекционировала музыкальные инструменты-самоделки (как она сама их любовно называла), ко всему прочему, она очень недурно играла на всех подаренных ей музыкальных инструмента – струнных и духовых. Для музыкальных самодельных инструментов у принцессы был целый дворец, где она давала бесплатные концерты для простых тружеников королевства по праздникам и выходным дням. За эти её необыкновенные музыкальные праздники для простых людей,  в королевстве к принцессе относились с особой любовью, её нежно называли Фея Музыка.
    В коллекции у Феи Музыки были совершенно удивительные народные инструменты, на которых играли не профессионалы, но, в первую очередь, многочисленные любители музыки. Здесь были представлены русские домбры, дудочки и свирели; представлены были также самодельные украинские бандуры, кавказские тары, сазы, среднеазиатские дойры, дутары, карнаи, корельские и финские кантели, латышские куокле, итальянские мандолины, испанские гитары и смычковые - скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Были у принцессы самодельные флейты большие и малые (флейты- пикколо).  Были у неё даже самодельные щипковые иранские и вавилонские арфы. Словом, у Феи Музыки были представлены музыкальные народные инструменты многих больших народов и малых аборигенов. Отыскались, в своё время, для Феи Музыки духовые самодельные инструменты, выполненные из различных материалов: из дерева, из пластмасс и даже из стекла. Среди которых были: трубы, корнет-а-пистон, альт, тенор, баритон, бас, тромбон, туба, валторна.
    Фея Музыка выразила своё пожелание так: «Хочу я увидеть на своих свадебных торжествах виртуозных народных исполнителей, на музыкальных инструментах своего собственного изготовления, подобных которым нет в моём дворце музыкальных инструментов». Следует сказать, что ко всем прочим своим многочисленным достоинствам, принцесса Фея Музыка обладала достаточной порцией доброго юмора, поэтому она пожелала назвать свой свадебный праздник – Фестивалем Музыкальных Самоделок и обещала победителю Фестиваля беспримерное вознаграждение – стать обладателем её руки и сердца…
    Что тут началось в нашем славном королевстве, невозможно описать никакими словами. Это надо было видеть. Министрам королевства не хотелось ударить в грязь лицом в поисках  виртуозных исполнителей на своих самодельных музыкальных инструментах, которых не было во дворце музыкальных инструментов у Феи Принцессы. Известное дело, что каждому министру хочется послужить своей принцессе верой и правдой. Поэтому все министры горячо принялись за поиски талантливых и красивых обладателей самодельных музыкальных инструментов. Особенное усердие проявили три самых приближённых министра в королевстве: Кво Кво, Кви Кви и Ква Ква. Первый из них - министр Кво Кво был большим знатокам народной музыки, второй - министр Кви Кви – был тонким знатоком народных песен, третий – Ква Ква – владел исключительными знаниями в области народных танцев. 
    Все три министра вернулись в музыкальный дворец строго к назначенному сроку. Лишь одному из них, министру Ква Ква удалось возвратиться во дворец не с пустыми руками. Министр Кво Кво объездил всю Америку безрезультатно. Также не имел успеха и Кви Кви, объездивший всю Африку, вдоль и поперек. Министр Ква Ква торжествовал. Ему удалось привезти с собой уникальных самодеятельных музыкантов, певцов и танцоров из сказочной страны древних Ариев – Бхараты Варши, из Индостана. Их музыку можно было не только слушать, но и видеть. Это доставляло истинное удовольствие. Арийские народные музыканты издавна стремились «говорить» со слушателями, используя мимику, движение рук и пальцев. Слушатели невольно разделяют их эмоциональное состояние, и переживают ту же гамму чувств, что и музыканты. Понять и оценить исполненные произведения слушателям помогают комментарии ведущего, которые доносят до ума и сердец слушателей, таинство музыки, которую бережно хранили с древнейших времён Арии; они приписывали музыке магические свойства.
    По древнейшим преданиям Ариев, музыка может не только укрощать коварных ядовитых змей или разъярённых слонов, но даже может вызывать огонь. Бывало так, что при исполнении магических звуков на самодельных музыкальных инструментах, музыкант буквально сгорал в пламени звуков заживо на глазах изумлённых слушателей, хотя при этом он стоял по самое горло в воде. По представлениям древних Ариев, музыкальные звуки являют собой разновидность энергии космоса, дающей начало жизни на земле. Ритм Вселенной, по мнению Ариев, воплощается посредством определённых сочетаний музыкальных звуков. По их представлениям, семь основных звуков индийского лада возникают по аналогии с космическим звуком семи планет Солнечной системы. Каждому звуку соответствует определённый поэтико-цветовой символ, а каждый музыкальный лад наделяется определённым образно-эмоциональным содержанием. Таким образом, слушателю начинает казаться, что созвучия словно рождаются самой природой – порывами ветра, камнепадом в Гималаях, шумом прибоя волн океана и тропического ливня с раскатами грома; или вдруг слышится ему многоголосое щебетание причудливых птиц, сменяющихся трубным голосом могучих слонов.
    Началу музыкального спектакля предшествуют вступительные слова ведущего. На сцену выходят один за другим исполнители в ярких красочных костюмах с экзотическими музыкальными инструментами в руках.
    Один их инструментов Ариев – Вина, это щипковый музыкальный инструмент; его форма напоминает длинный гриф со струнами и с двумя резонаторами: один – у основания, другой – возле колок грифа. Резонаторы сделаны из выдолбленных тыкв, щедро украшенных изысканным орнаментом. Два резонатора создают эффект объёмного звучания. За свой нежный и богатый тембр звуков Вину называют царицей струнных инструментов. По преданию, на таком музыкальном инструменте играла богиня мудрости, покровительница искусств Сарасвати.  
    Второй инструмент, который был представлен на столь необычном фестивале концерте,  по своему устройству несколько напоминает вину, называется Ситар. Его звучание напоминает разноголосое птиц. Семь его струн натянуты над дугообразными ладами. Деревянный корпус Ситары украшен изысканной инкрустацией с живописными узорами.
    Третий инструмент Тампура – аккомпанирующий. У него низкий гудящий тембр, что служит фоном для причудливых звуков и мелодий Ситары.
    Инструмент Дилруба выглядит просто восхитительно. Его резонатор вырезан из ценных пород красного дерева в форме гордого павлина. Этот музыкальный инструмент хорошо вписывается в роскошную обстановку царских дворцов.
    Саранги – небольшой прямоугольный смычковый музыкальный инструмент с толстым коротким грифом. Форма его напоминает изящную танцовщицу или экзотическую бабочку. Его верхняя часть обтянута кожей. Помимо четырёх игровых струн, у Саранги имеются ещё резонирующие струны, расположенные под игровыми струнами. Смычок не касается резонирующих струн, но они тоже колеблются, придавая звучанию необычный сложный тембр. Звуки Саранги напоминают звучание человеческих голосов.
    Среди духовых инструментов были представлены флейта-шанкха (труба в виде раковины) и шринг (металлический рог).
    Индийская поперечная флейта звучит завораживающе, оказывая на слушателей магическое действие.
    Особенно колдовскими свойствами обладает Тиктари, - духовой инструмент для заклинателей змей. Этот примитивный двойной кларнет сделан из двух тростниковых трубочек, вставленных в небольшую тыкву.
    Все эти древнейшие музыкальные инструменты Ариев сохранились до наших дней. Исполнители строго следуют музыкальным традициям древних Ариев – Раги (Рага в переводе с санскрита, букв. «страсть», «цвет», «привязанность»). В каждой Раге имеется главный звук «Правитель», второстепенный – «Министр», подчинённые звуки «Помощники» и диссонирующий звук «Враг». Каждая Рага, может оказывать определённое психологическое воздействие на слушателей. Рага способна вызвать у человека «заданные» эмоции, чувства, мысли, особое состояние души: веселие, гнев, удивление, успокоение,  и другие. Она способна «окрасить» сердце людей в определённый цвет, который создаётся исполнителем. Некоторые Раги обладают свойством вызывать дождь, пожар и т.д. В зависимости от характера Раги, исполнитель придаёт лицу нужное выражение или надевает соответствующую маску и пользуется надлежащими жестами. Как правило, Рага начинается с того, что вызывает состояние соответствующее состоянию природы в этот период времени года и времени суток.
     Игра на музыкальных инструментах древних Ариев сопровождает пение и танцы, которые в арийской традиции считались пением и танцем Богов. Создателем и первым исполнителем танцев являлся Бог Шива, который с помощью танца создал Вселенную из хаоса. Шиву по праву называют космическим царём танцев, владыкой танца. Он своим танцем поддерживает ритм движения во Вселенной. Танцующий Шива уничтожает своим танцем во вселенной всё старое, отжившее, вызывая к жизни новые, жизнеутверждающие силы, открывает новый цикл жизни во вселенной.
    В традиции древних Ариев было посвящение юных девушек служению в храме в качестве танцовщиц, они передавали своими танцами и пением - мифы о богах и молитвы. Так же они с успехом давали свои сценические представления с музыкой, танцем и песней во дворцах правителей для арийских царей и принцев.  Древний язык арийских танцев, основан на системе мудр (жестов пальцев и рук). Всё в танце имело сокровенный смысл и широкую палитру чувств: мимика, движение тела, жесты рук и пальцев, поворот и движение головы, позиции танцующих ног, ритм танца,  характер взгляда. Искусство индийского танца традиционно связано с поэзией, драматическим искусством, пантомимой, пением, живописью, скульптурой, архитектурой. Считалось, что ни одно из видов искусства не может быть постигнуто без танца, в котором заключён ключ для понимания.  
    На музыкальное представление древних Ариев под открытым небом пришли все желающие зрители семьями, приносили даже грудных детей, садились на соломенные матрацы, расстеленные прямо на земле, смотрели, слушали и с жадностью впитывали происходящее на сцене. Сценическая площадка не имела декораций. Актёры и певцы, с помощью текста, обозначали место, где происходит то или иное действие, они могли быстро изменить его с помощью других песен, реплик и жестов. Такие незамысловатые предметы, как скамейки, столы из некрашеного дерева, быстро появлялись на сцене, изображая трон, вершину горы, небесную повозку или дерево. Коня, например, обозначали уздечкой. Характерной особенностью Арийских представлений являлось единство музыки, пения и танца. Музыкальный ритм определяет темп спектакля. Мелодию, обычно ведёт человеческий голос под аккомпанемент разнообразных струнных и духовых инструментов. Музыканты были весьма заметны в спектакле, участвуя непосредственно в действии, свободно перемещаясь по сцене, усиливая драматический эффект.
  
Часть вторая

   Царила всеобщая дружелюбная обстановка. Когда гости удобно расселись, чтобы насладиться представлением древних Ариев с использованием различных народных самодельных музыкальных инструментов, с участием танцовщиц и певцов, чудо действие началось.
    Танец-рассказ отражал всю красоту окружающего мира. За вступлением танца последовала интермедия, во время которой певец исполняет песню, а танцовщица выражает её содержание мимикой и жестами. Одна и та же строка песни повторяется несколько раз, и танцовщица всякий раз трактовала её по-новому, при этом она была отрешена от всего земного, полна самоотдачи. Постепенно все зрители погрузились в действие спектакля, они стали не то чтобы  свидетелями происходящего на сцене, но были  непосредственными живыми участниками происходящего; они-то возносились к небесам, то упускались на землю, чтобы провести на ней целую жизни и снова вознестись к небесам. Всем казалось, что они становятся маленькими звёздочками, в семействе одной большой звезды. Это подобно тому, как пчёлы вьются вокруг большого благоухающего цветка в поисках душистого мёда и, набрав достаточное количество нектара, пчёлы возвращались в свои ульи, чтобы насладиться нектаром и отложить остальное в соты для своих деток, а затем вновь возвратиться к нектарным цветкам.
     Это музыкальное и танцевальное чудо действие продолжалось достаточно долго, пока, наконец, не смолкла музыка. Все зрители были в каком-то неописуемом восторге. Им никак не хотелось верить, что это чудо остановилось. Они очень чётко осознавали, что жили несколько жизней, то возносились к небесам, то опускаясь на землю, чтобы вскоре вновь вознестись к золотому Небесному цветку за нектаром бессмертия. Им казалось, что этому их несказанному счастью не будет конца…
     Но вот они теперь сидят здесь на поле на соломенных матрацах и грезят о счастье, которое выпало им испытать. И только спустя какое-то время, к зрителям вернулось осознание того, что надо отблагодарить музыкантов, танцоров и певцов за столь удивительное музыкальное представление и тишина, словно взорвалась оглушительным рукоплесканием и всеобщим ликованием…
     Хочу заверить моих благосклонных читателей, что у меня решительно нет более ни малейшей возможности передать ликование жителей прекрасного королевства. Пусть каждый из вас нарисует в своём воображении картину достойную всеобщего восхищения от чудесных самодельных народных инструментов, музыки, танцев и пения Ариев.
    Мне остаётся в заключении сказать только одно: с тех самых пор, как закончился этот необыкновенный Фестиваль в королевстве Феи Мызыки, жители этого прекрасного королевства стали называть  себя ангелами Музыки Ариев. Они начали регулярно разыгрывать у себя в сказочном королевстве арийские музыкальные спектакли с использованием тех музыкальных инструментов, песен и танцев, которые подарили им однажды гости из Древней Бхараты. Мне доводилось видеть их игру и даже доводилось исполнять на их сценах маленькие роли их незамысловатых спектаклей о наступающем Золотом Веке, но это было так давно, что точно уже утверждать не стану: пригрезилось ли мне всё это в сказочном сне, или, всё-таки может быть, всё это было со мною на самом деле… 

воскресенье, 1 мая 2011 г.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Александр Сигачёв



СКАЗКА ЗОЛОТОГО ГОРОДА

    По условиям бала-карнавала в Солнечном замке, обладательнице самого лучшего наряда полагалось, в качестве приза, исполнение её самого заветноо желания. Победительницей такого необычного конкурса, как и следовало ожидать, жюри единогласно признало принцессу солнечного замка Софию. Пожелание Софии было неожиданным для всех обитателей замка: она пожелала выловить в пруду золотую рыбку и поместить её в свой любимый аквариум…
    Сокровенное желание Софии вскоре было в точности исполнено: золотую рыбку поместили в любимый аквариум принцессы; радости её не было границ: она пела и танцевала, танцевала и пела и долго не могла успокоиться. Затем она одарила всех обитателей замка богатыми дарами, а к рыбке была приставлена охрана и слуги.
    Вскоре обитателей замка начали посещать большие несчастья, они приходили - одни за другими и  с каждым разом были всё более тягостными. Жизнь в замке вскоре стала невыносимой. Неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы не произошёл один случай. В качестве прислуге к рыбке в замок был принят один мальчик  по имени Симон. Он умел играть на скрипке  так необыкновенно, что было по всему видно,  что рыбкам в аквариуме, это нравилось. Но не ради развлечения рыбок в аквариуме  нанялся служить Симон, он замыслил освободить всех рыбок из неволи. Однажды, выбрав удачную минуту, чтобы никто не заметил, как это произошло, Симон, будто случайно, разбил об пол аквариум, а рыбок в ведре с водой бегом отнёс на реку, что протекала неподалёку от Солнечного замка, и к своей великой радости выпустил их в воду…
    Симона примерно наказали за этот неуклюжий поступок, что разбил аквариум и в особенности за то, что выпустил золотую рыбку на волю. Его публично высекли на дворцовой площади. Однако с тех пор несчастий для обитателей Солнечного замка совсем не стало, к великой их радости…    
    В Солнечном замке был весенний бал. Из распахнутых окон слышались в саду удивительные мелодии скрипок, свирелей, флейт и весёлое пенье... В саду Солнечного замка был роскошный пруд, украшенный белыми лилиями и золотыми кувшинками. В пруду оживлённо плескались серебряные рыбки.
   Легкий ветерок качал цветочные качели. В небе сияла полная Луна, и над цветами кружились ночные бабочки и светлячки, словно опьянённые весенним ароматом цветов... Рядим с лунной дорожкой в пруду, на лёгких волнах качалась яркая звезда.
   В прозрачных водах реки, где теперь поселилась волшебная вольная рыбка, постоянно стали совершаться чудеса. Когда в зале Солнечного замка на весеннем балу смолкала музыка и наступала тишина, волшебная рыбка в реке начинала издавать удивительные мелодии, от которых, у всех без исключения присутствующих в зале, появлялась улыбка радости. Вдохновлённые этой удивительной волшебной мелодией, звучащей от золотой рыбки, обитающей в вольных водах реки, - музыканты снова начинали играть и играть без конца; в саду смеялась весна, а на сердце, у всех жителей Золотого Города, начинала журчать Любовь... И всё это происходило оттого, что в серебряных волах реки, неподалёку от Солнечного замка поселилась волшебная золотая рыбка.